I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает учащимся назвать органы растения и рассказать, что они знают о каждом из них.
Вопросы (фронтально):
- Назовите, какие растения мы называем цветковыми? Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?
- Из каких органов они состоят? Что же такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками). Какие почки вы знаете? Что такое видоизмененные побеги? Какие видоизмененные побеги вы знаете?
- Какое они имеют значение?
III. Изучение нового материала.
- Строение цветка.
У
растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть
разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите?
(Демонстрация слайда).
Наш
урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не
глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим
щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не
останавливался в изумлении перед благородством розы? Ни один праздник,
ни одно торжество не обходится без цветов. Многие любят цветы. А вы?
Их
красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок -
это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения
растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать
букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению? А затем мы посмотрим на группы цветов, которые называются соцветиями.(Видеофрагмент «Как растут цветы и растения»)
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий
для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из
почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а
чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (демонстрация интерактивного рисунка и разборной модели цветка). Женский половой орган –гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, из столбика, выполняющего опорные функции и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.
В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (демонстрация интерактивного рисунка и разборной модели цветка). Женский половой орган –гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, из столбика, выполняющего опорные функции и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.
2. Разнообразие цветов
Сейчас мы рассмотрели общую схему строения цветка, но природа весьма разнообразна. Поэтому перед нами стоит задача рассмотреть варианты, которые она нам предоставила для изучения.
Записываем заголовок: Морфология цветка
1.Цветы с : двойным и простым околоцветником
2.Симметрия цветка: правильные и неправильные
3.Обоеполые и однополые
4.Однодомные и двудомные
Можно использовать вот такую презентацию:
3. Формула цветка
Все то что мы сегодня прошли о цветах можно записывать в виде формул и зарисовывать в виде диаграмм. Вот например диаграмма цветка, давайте ее расшифруем?
Теперь давайте поработаем с текстом учебника. У всех открыт параграф "Цветок". Я вам на доске пишу символы, которыми мы обозначаем различные части цветка, а ваша задача их расшифровать:
♀ – женская часть цветка пестик
♂ – мужская часть цветка тычинка
О - околоцветник
* - правильный цветок

Ч - чашечка
В - венчик
Т - тычинка
П - пестик
2 - количество чего либо
(2) - так обозначают сросшиеся части цветка

Хорошо, а теперь давайте попробуем прочитать формулу: пишите различные формулы цветов и проговариваете с ребятами.
4. Практическая работа. Строение цветка
Цели:
практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний
о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся
навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Ход работы
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
- Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
- Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
- Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.
Обсуждение результатов лабораторной работы.
5. Физкультминутка: звучит мелодия, на экране – распускающиеся цветы. Учащиеся представляют себя цветами.
Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать яблочко с дерева.
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)
- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)
- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.
6. Соцветия
Сегодня
у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а
биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда.
Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в
некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были
жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные
цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали
гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной
пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да
неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар
вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не
замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться,
может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них
иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном
государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными
одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)
Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия
бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются
вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).
У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.
Сейчас я включу небольшой фильм о соцветиях, а в это время вы уже сделали заготовку таблицы, которую по ходу фильма будете заполнять. Заполняем пока только столбик "Типы соцветий", все остальное - это будет ваш домашнее задание.
Соцветия
|
Тип соцветия
|
Особенности строения
|
Схема соцветия
|
Примеры
|
простые
|
||||
сложные
|
||||
Видеоролик "Типы соцветий"
IV. Закрепление материала
1. Учащиеся отвечают на вопросы:
Что такое пестик?
Что такое тычинка?
Из каких частей они состоят?
Можно показать модель, чтобы дети называли по ней части цветка.
2. Расшифровать формулы цветков:
↑О2+(2)Т3П1
Ч5Л5Т∞П∞
3. По теме соцветия предлагаем решить кроссворд:
V. Домашнее задание.
Изучить
§ 16, 17
значь части цветка и его морфологию, подготовиться к проверочной по этой теме;
по теме "Соцветия" заполнить таблицу, которую мы сегодня начали.
значь части цветка и его морфологию, подготовиться к проверочной по этой теме;
по теме "Соцветия" заполнить таблицу, которую мы сегодня начали.
Подведение итогов, выставление оценок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий